x

Завтра? С понедельника? К лету?

Или просто наконец с чего-то начать?

Спорт – это не один час три раза в неделю.

Это не то, что хочется отложить на потом.

Спорт – это твой образ жизни. 24 по 7.

Начинай прямо сейчас – читай и находи то, что ищешь.

5453

5 главных мифов о катании на велосипеде

Каждый вид спорта потенциально вреден, если заниматься им, недостаточно изучив теоретическую базу. Если говорить о фитнес-режиме, то в ряду самых доступных видов активности стоит велоспорт. Но даже в этом простом, как колесо, спорте есть мифы, рожденные от незнания нюансов велоспорта, которые останавливают. Разбираемся в причинах и рассказываем, как сделать катание и тренировки полезными и безопасными.

Федор Тихонов

gruppetto.ru

Справка об авторе:

Фёдор Тихонов — в прошлом мастер спорта по лыжным гонкам, ныне — велогонщик-любитель, катающийся на двух видах велосипедов — шоссейном и трековом (фикс). Цель поездки и расстояния для Федора не имеют значения: ежедневная это поездка на работу, тренировка или гонки — главное, чтобы средняя скорость была не ниже 33,3 км/ч. Пишет про велосипеды и путешествия, любит лес и варить кофе.


Миф 1: педалирование убивает колени

Если при вращении педалей болят колени, причин на это пять. Первая состоит в том, что вы редко катаетесь на велосипеде и мышцы не привыкли к такому типу нагрузки. Если седло настроено правильно, то у вас период адаптации, и он скоро закончится. А вместе с ним и болезненные симптомы. Вторая причина кроется в том, что вы заядлый велосипедист, который «докатался», потому что не следил за силой и балансом мышц ног и нижней части кора. Поздравляем, вы перетренировались. Эта «крайность» в запущенных случаях лечится отдыхом, противовоспалительными мазями и силовыми упражнениями для мышц задней поверхности бедра и ягодиц. Эти мышцы опосредованно участвуют в кручении педалей, поэтому баланс смещается в сторону квадрицепса, что как раз чревато болевыми ощущениями в коленях. Укрепляйте мышцы ног, мышцы-стабилизаторы, мышцы пресса и поясницы, если хотите сидеть в седле без болей в рабочих суставах.

Третья причина болей в коленях — неправильная посадка. Если вы сидите слишком низко, слишком высоко, слишком близко или далеко от руля, то все это может сказываться на ощущениях в коленях.

Седло нужно выставить так, чтобы при положении шатуна (оси, к которой прикрепляется педаль) параллельно земле, линия, проведенная от колена до центра педали, была перпендикулярна земле. Это самый простой способ выставить высоту и удаленность седла от руля правильно и без последствий для коленей, спины, плечевых суставов и запястий.

Но также можно обратиться к профессионалам и сделать bikefit — процедуру установки правильной посадки. Все расчеты базируются на персональных антропометрических данных.

И, в качестве «десерта», четвертая и пятая причины болей в коленях — слабая разминка в холодную погоду и кручение слишком тяжелых передач («заламывание»). Это решается просто: утепляйте ноги в соответствии с температурой на улице (при температуре ниже +10 °С лучше уже кататься в «длинном») и начинайте свои поездки на медленной скорости с высокой частотой вращения педалей (высокий каденс) на легких передачах. Так связочный аппарат адаптируется, мышцы прогреются.

Миф 2: велосипедная одежда — выпендреж

Велоодежда вызывает массу вопросов у людей, которые ничего в ней не понимают. Не принимайте это близко к сердцу и занимайтесь тем, что любите, в том, что удобно. Специальные куртки и легинсы придуманы не для того, чтобы пугать прохожих и идентифицировать велосипедистов, а для того, чтобы вам было удобно, комфортно и безопасно. Вот что это значит на практике.

Возьмем, например, велотрусы, или велоштаны. Чаще всего они выглядят странно и вызывают смешки вроде «Взрослый, а в памперсе? Не рановато?». Вроде бы выглядят они как обычные легинсы или спортивные обтягивающие бриджи, но вся фишка в «памперсе». Если вы выберете не прогулочный, а гоночный или горный велосипед, то и седло для них вы выберете жесткое, без мягкой подушечки и амортизирующих пружинок. Вот эта смешная прокладка вас и спасет: во-первых, чуть смягчит жесткость седла, а во-вторых, будет впитывать пот, поэтому вы ничего не натрете в самых чувствительных местах. Одно правило: надевать велотрусы нужно исключительно на голое тело: вы обязательно вспотеете, и белье может натереть там, где не натерли велоштаны.

Второй по важности элемент — базовый слой (верх термобелья) и непродуваемая ветровка. Термобелье нужно для поддержания комфортной температуры тела и отвода влаги, а ветровка — для защиты от ветра. Причем тонкое термобелье можно надевать под велосипедную футболку даже при +25 °С. Жарко в ней точно не будет. Во-первых, базовый слой лучше отводит влагу, во-вторых, с ним веломайка дольше сохранит товарный вид и свойства.

Велоодежда не зря такая обтягивающая. За счет этого работает аэродинамика: вы можете ехать быстрее хотя бы потому, что во время ветреной погоды вас не притормаживает и не сдувает ветром — вы не «парусите».

И даже велосипедные перчатки надевают не для того, чтобы быть похожими на супергероев. Они делают более незаметной вибрацию от руля, которая неизбежно приводит к мозолям, и при падении, если такое все же случилось, спасают кожный покров.

Про шлем говорить вряд ли стоит. Но если коротко, то так: любое падение с велосипеда — по любой причине — это потенциально травма для головы. Красивая прическа или неодобрение окружающих того стоит?

Миф 3: катание на велосипеде вредно для мужчин (и женщин!)

За последние 20 лет эта тема не раз исследовалась, и точных данных о вреде катания на велосипеде для мужчин нет. Но число положительных последствий для организма точно перевешивает число возможных негативных. Поэтому это даже не совсем миф, а вопрос, требующий пояснений.

Вещь, на которой точно нельзя экономить, если вы собираетесь кататься достаточно увлеченно, — это седло. Длительное катание на неправильно подобранной модели с неправильной посадкой действительно чревато проблемами для велосипедистов-мужчин. Но все меняется, когда вы подбираете себе седло по науке и садитесь на велосипед по всем правилам. Информация о посадке универсальна, а алгоритм подбора седла у каждой крупной компании разный. Ширина и жесткость зависят от ваших целей катания и антропометрии. И чтобы выяснить, какая жесткость и ширина подойдет вам, вы садитесь в велоформе на специальную линейку, которая фиксирует расстояние между седалищными костями.

Но можно измерить это расстояние и в домашних условиях. Кусок мягкого картона нужно положить на табуретку (или что-то похожее по высоте и жесткости), сесть на него в велоформе, наклониться грудью к коленям, имитируя посадку на шоссейном велосипеде, но при этом не переносить весь вес тела на ноги, и можно вставать. Отметьте центр следов от костей маркером и измерьте линейкой расстояние между ними. В среднем к этому расстоянию нужно прибавить 2–3 сантиметра, и вот она, ширина седла.

Но независимо от того, какое седло вы выбрали, ученые рекомендуют во время длительных поездок чаще вставать и крутить педали стоя, снимая нагрузку на промежность, и делать перерывы на отдых. Эти советы про правильно подобранное седло, велоодежду с памперсом и разумный подход к длительности катания относятся и к женщинам.

Миф 4: Кататься в городе опаснее, чем в парке или лесу

Все зависит от того, к какому типу велосипедиста вы себя относите. Если вы рекреационный ездок (то есть любите неспешно покрутить педали на набережной), то, возможно, парковое катание вам и подойдет. Однако если велосипед для вас — транспорт и тренировочный снаряд, то из-за хаотичного потока гуляющих в парках и на набережных вы просто не проедете линейно со скоростью 25 км/ч даже 500 метров. Поэтому катание в городском потоке не так уж опасно и вредно, даже с учетом пыли и выхлопных газов — от них хотя бы можно защититься респиратором. В парке же вы будете виноваты в любом случае, если заденете кого-то на неспециализированной велодорожке. Вот минимальный набор для езды по дорогам общего пользования:

Каким бы тяжелым или неудобным вам ни казался велосипедный шлем, он необходим. К нему нужно просто привыкнуть, и через неделю-другую вам будет некомфортно уже без него. И, кстати, он спасает голову не только от аварий, но и от солнечного удара при длительном катании в летнюю жару.

Комплект светового оповещения в виде переднего и заднего фонарей. Остальные световые маячки — по желанию. Можно повесить фонарик на шлем, рюкзак, обмотать специальными диодными лентами спицы, обода и ниппели велосипеда. Чем вы ярче, тем заметнее на дороге даже днем.

Крылья для мокрой погоды на оба колеса. Они уберегут вас от летящих из-под колес грязи, брызг воды и мелких камней.

Спортивные очки с хорошим обзором. Они защищают глаза от пыли и отскакивающих веток, если вы катаетесь в лесу или в парке.

Знание ПДД и уверенность в себе. Чувствуйте себя полноправным участником движения, и другие будут относиться к вам так же. Совершая маневр на дороге, показывайте его руками:

Все это существенно повысит безопасность катания до уровня ходьбы в городе.

Миф 5: Кататься круглый год с нашим климатом нереально!

Мудрость «Не бывает плохой погоды — бывает неправильная одежда» применима и к катанию на велосипеде, только с небольшим добавлением — «неправильный подбор одежды, комплектации велосипеда и отсутствие желания». Поэтому при правильном подходе и подготовке удовольствие можно получить и в несезон. Во всяком случае, от точки А до точки Б доберетесь.

При комплектовании велосипеда важно обеспечить сцепление с дорогой. Для этого понадобятся зимние шипованные покрышки. И если с этим проблем нет, то с одеждой есть маленькая загвоздка: европейские производители велосипедной одежды очень редко рассчитывают на катание при температуре ниже −5 °С. В этом просто нет необходимости, по их мнению. Поэтому те, кто катается весь год, знают маленькую хитрость: для зимнего катания подходит экипировка «смежных» дисциплин. Например, лыжных. Уж их-то — на все сезоны, температуры и типы осадков. Куртки и разминочные штаны, перчатки и баффы под шлем. В мокрых условиях все те же крылья для защиты от потоков воды, поднимаемых вращающимися колесами.

Если рядом есть парк с лыжными трассами, то катание на горном велосипеде по укатанной коньковой лыжне — это особый вид кайфа. Можно ехать чуть ли не быстрее, чем летом, заходить в повороты юзом и не бояться падать. Снег — это не асфальт, падать на него местами даже приятно. И получается, что если учесть основные нюансы, то и мифы кажутся простыми отговорками. И действительно, если подобрать одежду по сезону и защиту по обстоятельствам, купить правильное седло, установить его по правилам, не пренебрегать разминкой и быть внимательным участником дорожного движения, то ничего не остается, как сесть на велосипед и наслаждаться одним из самых доступных любому человеку видов активности.