x

Завтра? С понедельника? К лету?

Или просто наконец с чего-то начать?

Спорт – это не один час три раза в неделю.

Это не то, что хочется отложить на потом.

Спорт – это твой образ жизни. 24 по 7.

Начинай прямо сейчас – читай и находи то, что ищешь.

1450

Фрирайд: дикая лыжная классика

#зимние виды спорта#фрирайд

Идеальное снежное покрытие, маркированные и проверенные временем и профессионалами трассы, удобные подъемники с возможностью не только подняться на склон, но и спуститься с него, если вдруг накрыло усталостью, — вот та «стабильность», которая «греет» в горах новичков и любителей кататься «по классике». А тем, кому хочется больше свободы, мы рекомендуем свернуть с проторенной дороги и попробовать фрирайд — разновидность катания, с которой классические лыжи и сноуборд начались.

Фрирайд (от англ. freeride — свободное катание) — стиль катания на горных лыжах или сноуборде для тех, кто жаждет вспахивать нетронутую снежную целину. Он позволяет вернуться в те времена, когда человечество только осваивало лыжи как способ передвижения по снегу в горах, а не превратило увлечение зимними видами спорта в туристическую индустрию. Фрирайд подразумевает выход за рамки правил, принятых на маркированных трассах, возможность покататься по мягкому свежему снегу. По сути, фрирайдером может считать себя любой выезжающий за пределы облагороженных трасс. Но свобода на склоне и необработанный снег несут в себе опасность и требуют более высокого уровня катания.

Как спорт это направление сформировалось позднее, чем другие лыжные дисциплины. В Европе стиль начал развиваться только в 1970-х. Французы назвали его Le Ski Extreme (экстремальные лыжи). Учитывая уровень снаряжения и возможность коммуникации в горах в те годы, катание свободным стилем было действительно экстремальным — любая ошибка во время спуска могла привести к трагедии.

Первые официальные соревнования по фрирайду прошли в 1991 году в США, а пятью годами позже — и в Европе. В 1996 году предприниматель Николя Хейл-Вудс первый турнир Verbier Extreme в швейцарском городке Вербье. До 2004 года к соревнованиям допускали только сноубордистов — считалось, что на доске бороздить глубокий снег проще. В 2008 году Хейл-Вудс переименовал турнир в Freeride World Tour (FWT), и теперь это главное событие в мире фрирайда, состоящее из пяти этапов в разных странах мира.

Отметились в рейтинге FWT и россияне. Это связано с тем, что с 2008 по 2011 год один из этапов проводился в Красной Поляне, куда ежегодно приглашали одного-двух участников в каждой дисциплине. Однако надолго в FWT задержался только сноубордист Геннадий Хрячков, который в 2010 году занял третье место из 12 участников в Шамони.

Даг Кумбс на World Extreme Ski Championships, 1991 год

Среди русских горнолыжников долгое время лучшим считалось 13-е место, но в 2015 году Иван Малахов занял в одном из этапов восьмое место, а в 2016-м — в Андорре — третье. В общем зачете по итогам года он занял 10 место, и это лучший «русский» результат. Мы попросили Ивана дать несколько советов начинающим фрирайдерам о том, как осваивать снежную целину и не наделать фатальных ошибок.

Дело техники

Правильная стойка и техника катания закладываются в первые дни катания — переучиваться потом очень сложно. Поэтому важно начинать кататься с инструктором. Прежде чем пуститься в фрирайд-путешествие, нужно многократно отработать различные приемы спуска и поворотов на обычной трассе. Первые шаги во фрирайде нужно делать с опытным гидом во фрирайд-школе.

Также нужно освоить азы фристайла, например катание по буграм и прыжки (дропы) — они пригодятся для преодоления неровностей и резких перепадов рельефа, которые неизбежно встречаются вне трасс. Я начинал с катания на трассе длиной всего 200 метров. Тренировался на ней лет 10.

Условия городских трасс отличаются от классических условий для фрирайда, но даже на таких можно приобрести или закрепить навыки перед выходом на «дикий» склон. Просто катайтесь во время снегопада по глубокому или разбитому снегу.

Так можно почувствовать, как лыжи «тонут» в пухлом снегу, отработать стойку и координацию действий, чтобы научиться «всплывать» и управлять лыжами. Иными словами, обрести ту базу, которая понадобится в горах.

Для успешного катания зимой важно поддерживать хорошую физическую форму и в межсезонье — это снизит риск травм и ускорит прогресс при фрирайде. В качестве хорошего дополнения к экстремальным лыжам из активностей подходят прыжки на батуте, катание на роликах. Альпинизм, трекинг и горный велосипед помимо нагрузки помогут лучше понять горы.

И главное: когда вы почувствовали в себе силы сойти с трассы, начинайте фрирайдить рядом с ней. Так вы легко вернетесь в привычные условия, если что-то пойдет не так.

Особенности снаряжения нарушителей правил

Одежда для фрирайда не сильно отличается от обычной горнолыжной экипировки. Однако и начинающему, и профессиональному фрирайдеру необходимо защитное снаряжение: шлем, шорты и защита спины. Также пригодится рюкзак с креплениями для лыж или сноуборда: если собираетесь катать в по-настоящему «диких» горах, наверх подниматься будет удобнее с оборудованием за спиной. С собой лучше захватить дополнительную маску — на случай, если первая запотеет или забьется снегом во время спуска.

Вот это прогиб!

А вот лыжи для фрирайда нужны специальные: шире обычных и чаще с обратным прогибом-рокером: носок лыжи выгнут так, что позволяет лыжам «всплывать» в глубоком снегу и быть более маневренными.

При выборе лыж не нужно бросаться в крайности — брать слишком жесткие или мягкие модели, слишком широкие или узкие, без рокера вообще или с большим рокером. Для «новичка» во фрирайде длина лыж примерно равна росту (минус 2–3 см), для продвинутого лыжника — на 5–10 см больше роста. Оптимальная ширина «талии» современных фрирайдовых лыж 105–115 мм.

Лучшее решение — взять напрокат фрирайдовые лыжи или протестировать пару во время тестов, которые в России организуют все известные лыжные бренды. Так будет легче определиться с предпочтениями и стилем катания, чтобы потом покупать конкретную модель.

Например, по мнению бренд-менеджера Спортмастера по горным лыжам Павла Бондаренко, лыжи с небольшим прогибом Tip Rocker подойдут для катания в глубоком снегу, но при этом будут хорошо управляться на жестких участках. С такой формой легче распределить вес после прыжка на рельефной местности.

Более глубокий прогиб Full Rocker рассчитан на катание по глубокому свежевыпавшему снегу, так называемому паудеру. Облегченная конструкция снижает давление на лыжи в пухляке, они легче «всплывают» и более маневренны в глубоком снегу.

Если пока нет уверенности, что фрирайд — «ваше», то выбирайте универсальные модели, которые подойдут и для пухляка, и для укатанной трассы.

Сноуборды для фрирайда также имеют рокер, который поможет поддерживать маневренность в глубоком снегу. Например, модель с прогибом Pro Camber Rocker не утонет в паудере, а за счет такой формы носка и хвоста легче преодолевать препятствия.

Для каждой разновидности фрирайда существует существует свой инвентарь. Например, для любителей долгих горных походов и трасс, до которых не добраться на подъемнике, существует скитур. Его «изюминка» в том, что лыжник поднимается на склон не на подъемнике, а своим ходом, не снимая лыж. Для подъема вверх, вам потребуется специальное противоскользящее покрытие для лыж — камус, которое закрепляется на лыже во время подъема и снимается перед спуском со склона.

Наперегонки с лавиной

Катание вне подготовленных трасс — это кайф и риск одновременно: вслед за фрирайдером может обрушиться толща свежего снега. Уехать в сторону от лавины можно только в первые мгновения, и способны на это только очень хорошие лыжники. Поэтому самая смешная и одновременно самая верная рекомендация по уходу от лавины — не попадать в лавину. Сделать это поможет теоретическая подготовка и несколько правил.

Прежде чем начинать заниматься фрирайдом, стоит пройти теоретическую подготовку — так называемые лавинные курсы. Начинающему фрирайдеру в теории и на практике (а курсы проводятся в том числе и в горах) объяснят, как определять опасность схода лавины во время катания, научат пользоваться лавинным снаряжением и искать человека, попавшего под лавину. Без комплекта лавинного оборудования фрирайдеру в горах делать нечего. В него входят бипер, который передает сигнал пострадавшего другим участникам группы, лопата и лавинный щуп — это минимальный набор из альпинистского арсенала, который поможет обнаружить людей, попавших в беду.

Перед тем как отправиться катать, обязательно нужно проверить погоду и уровень лавинной опасности: ее измеряют по шкале от 1 до 5. Чем выше оценка, тем больше риск. Прогноз по снегу и лавинной опасности, в том числе и на российских курортах, можно смотреть на сайте www.snow-forecast.com. Предупреждающие знаки о вероятности схода лавин вывешиваются на основных подъемниках на самом курорте. Если на вашем курорте уровень 4 и выше, то стоит отложить внетрассовое катание до более безопасной погоды. При резкой смене погоды, перепадах температур и во время сильных снегопадов риск схода лавины возрастает.

рамка

Катать по «диким» горам лучше в группе, чтобы участники могли оказать друг другу помощь. Помимо попадания в лавину, вдали от цивилизованных трасс всегда есть риск потеряться

Поэтому у всех участников группы с собой должны быть рации. Выбирая радиостанцию, стоит обращать внимание на дальность сигнала и емкость аккумулятора — на сколько часов или дней ее хватит. Помимо дополнительных аккумуляторов и раций, собираясь в горы, убедитесь, что телефон полностью заряжен и в нем есть номер местных спасателей и вашей страховой компании. Для фрирайдеров страховка усиленная, она включает в себя эвакуацию вертолетом.

В поисках диких склонов

Даже если вы профи, не все склоны вам знакомы. Поэтому найдите гида, который хорошо знает местный рельеф и осведомлен о лавиноопасных участках. Он поможет выбрать для спуска наиболее подходящий в данный момент склон. В Европе найти хорошую дикую трассу труда не составит: практически все крупные горнолыжные курорты предлагают возможности для фрирайда. В России пока нет развитой инфраструктуры для фрирайда, но самые крупные российские споты — Красная Поляна, Приэльбрусье и Домбай, Кировск, Шерегеш — никуда не делись. А уж диких горных мест в России…