x

Завтра? С понедельника? К лету?

Или просто наконец с чего-то начать?

Спорт – это не один час три раза в неделю.

Это не то, что хочется отложить на потом.

Спорт – это твой образ жизни. 24 по 7.

Начинай прямо сейчас – читай и находи то, что ищешь.

1067

Фрирайд: уроки стиля, с которого все началось

Любительский спорт хорош тем, что в нем нет метафорического потолка: вам всегда есть куда расти. Если надоели красные горнолыжные трассы, добро пожаловать на черные. Стало скучно и там? Пришла пора открыть для себя удивительный мир фрирайда. Есть в этом ирония: именно с фрирайда начались современные классические лыжи и сноуборд, и к нему же приходят те, чей опыт уже перерос классику. Хотя, конечно, не все. Для многих допустимый порог адреналина достижим и на маркированных (читай: цивилизованных) трассах с подъемниками и идеальным покрытием. А те, кому мало и этого уровня свободы, уходят на «дикие» склоны.

Анна Ханкевич

www.annakhankevich.com

Справка об авторе:

Анна Ханкевич — старший гид «Йети Гид Бюро». Сертифицированный лыжный гид RMGA/АГГР (Ассоциация горных гидов России), курсант российской школы горных гидов по направлению «гид по альпинизму», ассистент канадских преподавателей. С 2008 года участвовала в соревнованиях по фрирайду, неоднократно побеждала в российских и международных стартах. Снималась во многих российских ски-муви. В прошлом — прорайдер Columbia.


Нет времени объяснять — просто набирай скорость!

Фрирайд и катание по трассам внешне кажутся очень похожими техниками, но ощущения от них сильно отличаются. В этом смысле фрирайд даже больше напоминает водные лыжи или вейкбординг — в нем отсутствует то, что дает уверенность на трассах: опора под ногами. В классических горных лыжах спортсмены всегда ее чувствуют: жесткость лыж и снежного покрытия дарит человеку органичное чувство «твердой земли», привычной и поддерживающей. Во фрирайде все иначе.

Райдеры катаются по целине — мягкой пуховой подушке свежего снега. По ощущениям она больше тянет на вязкую жидкость и не дает никакой поддержки и опоры. Вы как будто полускользите-полулетите по воде. Если встать на такую поверхность — будет провал (в прямом смысле этого слова). Кататься можно только на большой скорости, которая позволяет «всплыть» на поверхность. Иными словами, чтобы начать делать хоть что-то, придется сначала разогнаться. Поэтому фрирайд крайне редко оказывается первой техникой, которую осваивает спортсмен. Подавляющее большинство приходит из классики. Там, на цивилизованных трассах, можно «подружиться» с лыжами, освоить базовые движения, научиться чувствовать скорость и не бояться ее. Только окончательно победив страх разгона, можно идти во фрирайд… и кое в чем переучиваться заново. Считайте, что трасса была вашей школой. Фрирайд — это уже вуз.

Страха нет — есть техника безопасности

Три вещи, к выбору которых райдер не может относиться наплевательски: гид, страховка и снаряжение на случай ЧС. Найти себе опытного гида-инструктора — это вообще первое правило клуба. Нельзя просто взять и сойти с трассы на склон, даже если за плечами десятилетний опыт катания в классике. Нужны люди, которые могут поставить технику (инструкторы) и владеют навыками безопасности (гиды). То есть первые учат, вторые отвечают за выбор склона, маршрута и действия группы, в том числе в чрезвычайной ситуации.

Если привести аналогию с дорожным движением, то инструктор — это преподаватель автошколы, а гид — это таксист или водитель, в чьи обязанности входит доставить пассажира из пункта А в пункт Б в целости и сохранности

Новичку будет комфортнее под руководством гида-инструктора — человека, совмещающего в себе функции «инструктора по вождению» с функциями «водителя». Их в России немного — увлечение фрирайдом настигло нас не так давно — но они есть. Сертифицированных лыжных гидов всего несколько десятков, и лучше обращаться именно к ним: в этом случае за вашу безопасность на склоне отвечает не один человек, а вся сертифицировавшая его организация.

Склон и время катания будет выбирать гид, но общие рекомендации для начинающих райдеров такие: для первого катания идеален открытый склон с наклоном около 20 градусов (на меньшем не наберете скорость, на большем пока рано); главное требование к снегу — минимум следов. Любая борозда на скорости становится помехой, превращающей целину в разбитую дорогу. Если спортсмен и так стоит на лыжах не слишком уверенно, это будет сильно мешать. По этой же причине райдеры предпочитают регионы с частыми снегопадами (например, Красную Поляну): чем чаще обновляется покрытие, тем выше шансы отлично покататься. Больше всего удовольствия от катания сразу после снегопада, впрочем, и опасность, что сойдет лавина, тоже пропорционально повышается.

Мастхэв любого райдера — это аптечка, лавинное снаряжение и доведенные до автоматизма действия на случай схода лавины. Ушел с трассы — ушел от дежурящих бригад скорой помощи. И тогда спасение утопающих — дело рук самих утопающих

При переходе с классики на фрирайд ваша страховка станет дороже, но это тот случай, когда экономия может нанести несопоставимый ущерб. Выбирать необходимо компанию, чьи предложения покрывают экстремальный спорт. Если хотите, чтобы в случае форс-мажора за вами прилетел вертолет со спасателями — горнолыжная страховка не подойдет.

Урок 1: катание по глубокому снегу

Базовая поза райдера отличается от классической. На трассе основной была центральная или передняя стойка (корпус по центру или наклонен вперед). Во фрирайде корпус чаще подается назад и главной становится центрально-задняя стойка. Обусловлено это все тем же отсутствием жесткой опоры под ногами.

Выталкивают себя на поверхность райдеры пружинящими движениями — такими прыжками-приседаниями с небольшой (!) амплитудой. Главный нюанс этого маневра в том, что импульс должен быть одинаковым с обеих ног. Поскольку во фрирайде мы в какой-то степени «плывем» по поверхности целины, площадь опоры становится принципиально важна. Как только одна нога начинает давить, толкать и пружинить сильнее, чем другая, эта площадь усекается вдвое. Ее становится недостаточно для того, чтобы скользить по поверхности, и спортсмен проваливается в снег. Вспомните уток, которые, разгоняясь перед взлетом, бегут по поверхности пруда. Как вы думаете, удался бы этот маневр какой-нибудь узколапой курице? Вот и во фрирайде тоже нужны «широкие лапки».

Урок 2: типы разгрузки лыж

Представьте, что вы стоите и что есть силы давите обеими ступнями в пол. Если в этом положении вам вдруг понадобится повернуть, вы не сможете этого сделать, пока не сбавите силу давления. То же самое с катанием: чтобы начать поворот, надо сбросить нагрузку на лыжи. Это и называется разгрузкой, и есть два способа ее совершить.

Верхняя разгрузка — очевидная, органичная и в каком-то смысле базовая и интуитивная: ей владеют все, кто выходит на склон. Это движение разгибания, мини-подпрыгивание. Хорошо работает аналогия с худеющим человеком, который встал на весы и очень хочет увидеть цифру меньше, чем была вчера. Если он подсоберется и чуть-чуть подпрыгнет, на долю секунды давление на весы уменьшится, и герой увидит желаемый «прогресс». Отличие движения райдера от прыжка худеющего в том, что для верхней разгрузки на склоне мы совершаем движение только в коленях. Это позволяет корпусу уйти вверх и вперед, ослабив нагрузку на лыжи и облегчив рывок. Разгибание в тазобедренном суставе в этом случае не подходит: оно не только дает разгрузку, но и отправляет корпус назад.

Нижняя разгрузка — отличный инструмент, физически даже более простой, чем верхняя. Но она сильно менее интуитивна, из-за чего и опытные райдеры не всегда ей владеют. А ведь это очень выгодный козырь на склоне. Вернемся к нашей истории с похудением. Кроме прыжка, у человека на весах есть и другой вариант: он может резко согнуть колени, подтянуть их под себя, на долю секунды перестав давить на весы. Такое движение резкого сгибания — резкого расслабления — и есть нижняя разгрузка. Чуть больше упираясь нижним коленом, райдер как бы через него перетекает в поворот. Эта не столь популярная (в силу своей неинтуитивности) техника очень приятна: если сам процесс катания — это постоянное напряжение, то нижняя разгрузка — это расслабление.

Урок 3: катание по лесу

Если очень усреднить путь райдера, то он может выглядеть так: несколько лет катания на трассах — выход на открытые склоны и пара лет катания по ним — уход на более крутые склоны, в кулуары или в лес. В лес попадают через 1–3 года катания по открытым склонам, то есть на стадии уверенного движения по склонам средней крутизны. И то для начала стоит задать себе не реальные границы вроде деревьев, а гораздо менее травмоопасные виртуальные: постарайтесь спуститься со склона как можно более частыми поворотами, затем остановиться, посмотреть назад и оценить, насколько узкой вышла зона вашего террора. Если вы можете найти такой коридор в лесах своего региона — можно пробовать!

С переходом на катание по лесу
деревья станут главным стресс-объектом.
Тут хорошо бы помнить, что приедешь ты ровно туда,
куда направлен твой взгляд. Как на популярной картинке в интернете, где можно увидеть профили двух людей или вазу, задача райдера в лесу — видеть не деревья, а коридор между ними. Сфокусируешься на стволе — в него и приедешь

Если классические горные лыжи были нашей школой, фрирайд — вузом, то катание по лесу — это уже кандидатская. К этому этапу желательно освоить нижнюю разгрузку. Она быстрее: у спортсмена нет нужды «кидать» вверх свое тело, как при верхней разгрузке, корпус всегда остается на одной линии. Ноги выступают как поршни: подтягиваются между поворотами и распрямляются в следующем, проворачиваясь в голеностопе и тазобедренном суставе. Таким образом можно спускаться по более узким коридорам, чем позволяет верхняя разгрузка. Впрочем, более редкие леса позволяют кататься и с ней — просто ваши возможности существенно шире, если владеть обеими техниками.

Урок 4: катание по кулуарам

Название «кулуар» райдеры позаимствовали у альпинистов. Так называют узкий и довольно крутой спуск-желоб между «бортами» — скальными или другими выступами. По форме вся эта конструкция напоминает детскую горку, в которой кулуар — это собственно спуск вниз. В Сибири их еще называют дудками.

Катания по кулуарам захватывают, технически это вызов, близкий к экстриму. Уйти вправо или влево здесь нет никакой возможности. Пробовать такие спуски можно лишь тогда, когда вы уверенно себя чувствуете на крутых склонах и при этом можете спускаться с них частыми поворотами в узком коридоре.

Основная опасность кулуара в том, что в него стекает все с бортов. Стоит чему-то случиться на стенке — и в сам «желоб» с райдером сходит лавина. Рекомендации по безопасности в каждом конкретном кулуаре перед стартом дает гид, и зависят они от сотни факторов. Это и рельеф, и погодные условия, и история залегания снега, и состав самой группы, и еще много чего. Гид же наметит и точки, куда райдер может уйти в случае схода лавины, и спускаться группа будет от одной безопасной точки до другой. На опасном участке может находиться только один человек. Остальные ждут. И если в лавину попал не один человек, а несколько, скорее всего, вы что-то делали не так.

Кричать во время спуска можно —
звук не влияет на склон и не провоцирует сход лавины

Отрабатывать действия группы по время схода лавины надо долго и упорно. Они должны быть доведены до автоматизма. Статистика такова, что при попадании в лавину (при условии, что не было получено тяжелых травм) хорошие шансы выжить сохраняются лишь в первые 15 минут, а затем пугающими темпами сокращаются. На спасателей в такие сроки надежды мало: лишь четкие и слаженные действия товарищей по команде — ваша гарантия, что вы выберетесь без серьезных последствий.

Урок 5: прыжки во фрирайде

С прыжками, как и с другими движениями во фрирайде, дело обстоит так: чем раньше вы начнете включать их в свой базовый арсенал, тем проще будет. Есть и опытные фрирайдеры, не владеющие техникой прыжков (или «дропов») в силу «возраста». Ну, вы поняли, это про «Я слишком стар для этого…». Но ведь человек, катающий фрирайд, по умолчанию не может быть в плохой физической форме, значит, и приобретать новые навыки никогда не поздно. С тренировкой дропов, пожалуй, надо дать себе такую установку: как можно чаще практиковать и как можно терпимее быть к своим результатам. Успех здесь приходит через повторение. Серьезные травмы колен или позвоночника, да и любые другие, при которых врачи не рекомендуют ударные нагрузки, — уважительная причина избегать прыжков. Другой вопрос, стоит ли катать фрирайд с таким багажом здоровья.

«Дикая» экипировка

Просто сойти с трассы и начать катать по открытым склонам, лесам и кулуарам не получится еще и потому, что инвентарь для фрирайда специфичен. Мы же хотим широкие лапки лыжи, чтобы увеличить площадь опоры. Например, лыжи Volkl M5 Mantra подойдут для спуска по глубокому снегу и не потеряют управляемости на жестких участках, а лыжи Volkl Bash 135 идеальны для самого глубокого и свежевыпавшего снега, так называемого паудэра. Ботинки подойдут, например, Tecnica Cochise 100. Обязательны также маска и шлем.

Фрирайд в России все еще набирает обороты. Уже появились отличные гиды, и они круглогодично водят группы по проверенным склонам, кулуарам и лесам, но мейнстримом это направление пока не стало. Значит, можно стать одним из первопроходцев и бороздить дикие склоны без толп, в небольших группах самых надежных товарищей.

Фото на превью: Андрей Британишский