x

Завтра? С понедельника? К лету?

Или просто наконец с чего-то начать?

Спорт – это не один час три раза в неделю.

Это не то, что хочется отложить на потом.

Спорт – это твой образ жизни. 24 по 7.

Начинай прямо сейчас – читай и находи то, что ищешь.

3582

Как выбрать спорт для ребенка 7–11 лет?

В возрасте 6–10 лет интересы ребенка в основном формируют его родители. Если в игре с сыном папа все время борется, то вряд ли ребенок выберет волейбол — он, скорее всего, захочет пойти в секцию борьбы. Поэтому важно самому быть чем-то увлеченным, и это лучший пример для того, кто смотрит на вас и повторяет каждое движение. А если вышло наоборот — и вы тот еще спортсмен, то скорее выбирайте с ребенком спорт для него и присоединяйтесь, сделать это никогда не поздно. Наши эксперты Андрей Прокудин и Дмитрий Герасименко расскажут, как выбрать спорт для ребенка в теории и на практике.

Фото Автора
Андрей Прокудин
Спортивный психолог, автор блога «Помогая побеждать» www.prokudin.me, основатель пространства восстановления Sports Re Space.

Большинство родителей хотят видеть своего ребенка подтянутым, физически крепким и целеустремленным. Спортивные секции помогают развивать не только физические качества, но и прививают правильные психологические модели поведения в трудных ситуациях, дают понимание командного духа и взаимовыручки. Вот несколько простых рекомендаций взрослым, как помочь ребенку выбрать спорт.

  1. Подавайте пример

Не все мальчики любят футбол, и не все девочки — художественную гимнастику. Уделите время исследованию интереса к виду спорта: показывайте выступления профессиональных спортсменов в YouTube, походите на «живые» соревнования, в идеальном варианте познакомьтесь с профессионалами из мира спорта. Не стоит принуждать ребенка делать выбор как можно скорее, не ругайтесь, если ему ничего не нравится, если вы чем-то увлечены, пусть он видит, насколько вам нравится, и это будет лучшей мотивацией.

  1. Выбирайте тренера

    В инновационном исследовании Аманда Висек, доктор философии, адъюнкт-профессор физической науки из школы общественного здравоохранения Института Милкена при университете Джорджа Вашингтона и ее исследовательская группа, использовали метод под названием «Картографирование концепций» для того, чтобы изобразить фактор мотивации в области детско-юношеского спорта. Среди 11 мотивирующих факторов заняться спортом, наиболее важными оказались интерес к самому виду спорта, старание и хорошее отношение к тренеру.

    Личность тренера является одним из основополагающих факторов для достижения качественных результатов в спорте. Именно тренер определяет атмосферу, в которой будет развиваться ваш ребенок, устанавливает правила поведения в группе, помогает преодолевать первые трудности и достигать поставленных целей. Присмотритесь к будущему наставнику, к тому, как он взаимодействует с детьми, как объясняет упражнения, насколько полно может рассказать про вид спорта.

  2. Пройдите профильное тестирование

У каждого человека предрасположенность к чему-то, но не каждый реализует свой потенциал в полной мере. Есть центры, которые помогают детям и их родителям пройти профильное тестирование и рекомендуют именно тот вид спорта, в котором у ребенка есть задатки. В Москве комплексные тестирования проводит Центр спортивных технологий, в регионах дни открытых дверей проходят в спортивных школах и секциях. Лучше всего, если ребенок сначала будет пробовать себя в разных видах спорта, а впоследствии сконцентрируется на чем-то одном. Например, Златан Ибрагимович занимался боевыми искусствами и время от времени играл в футбол, но с течением времени стал все успешнее проявлять себя в игре с мячом. Какие акробатические голы он забивал благодаря занятиям каратэ, можно посмотреть в записи.

  1. Не знаете куда идти, идите плавать

    Если время уходит, набор в секции вот-вот закончится, ребенок не может определиться, а вы нервничаете, купите абонемент в бассейн и ходите плавать вместе. Плавание развивает сердечно-сосудистую систему, задействует почти все группы мышц, при этом не оказывает сильного давления на опорно-двигательный аппарат, что для растущего организма очень важно. Физические качества, которые ребенок получит во время плавания, помогут ему в любом виде спорта. И бонусом будет время, проведенное вместе.

Переходим к практике

Фото Автора
Дмитрий Герасименко
Тренер по самбо и дзюдо в fokreut.ru, призер командных и клубных чемпионатов Европы по дзюдо, чемпион и призер Всемирных универсиад по дзюдо, участник Олимпийских игр в Лондоне.

При выборе секции стоит учитывать индивидуальные качества или черты характера ребенка. Некоторые дети очень подвижны, и для них нужно найти активный вид спорта, который тратит энергию по максимуму, командные игры, например. Если ребенок, напротив, сдержанный, способен хорошо концентрироваться и выполнять монотонную работу, лучше он реализует себя в циклическом виде спорта — лыжах, беге, гребле, плавании. Для неусидчивых детей не стоит выбирать сложные координационные виды спорта, такие как спортивная и художественная гимнастика, прыжки в воду, синхронное плавание, поскольку эти дисциплины требуют от спортсмена высокого напряжения и концентрации. Такие виды хороши для детей, способных хорошо концентрироваться, быстро вникать и выполнять сложные координационные задания.

Также нужно обязательно оценить физиологические особенности и конституцию тела. Если ребенок небольшого роста, ему будет сложно добиться успехов в баскетболе. Напротив, если ребенок высокий, с крупным телосложением, ему не подойдет гимнастика или акробатика.

К общеразвивающим видам спорта, подходящим практически всем детям без исключения, можно отнести бег, лыжи, плавание. Эти виды всесторонне развивают тело без ущерба для здоровья, поскольку в данных дисциплинах нет нагрузки на опорно-двигательный аппарат. При этом будут развиваться сила, быстрота, выносливость и координация.

Можно пробовать разные виды, но переход из секции в секцию в большинстве случаев приводит к тому, что ребенок вообще ни на чем не остановится и забросит спорт. По крайней мере, такой подход не способствует воспитанию целеустремленности

При выборе тренера для ребенка стоит в первую очередь ориентироваться на результаты его тренерской деятельности — на спортивные достижения воспитанников. Сейчас любая спортивная и образовательная организация имеет собственный сайт, где можно найти информацию о тренерском составе. Можно также пообщаться с родителями детей, которые уже давно занимаются.

Многие спортивные секции регулярно проводят открытые тренировки, на которых разрешено присутствовать родителям. Если вы всерьез озадачены вопросом выбора тренера, то стоит посетить одну из таких тренировок и посмотреть на его работу вживую. При этом нужно обратить внимание на то, как ведет себя тренер и как дети относятся к нему. Умеет ли он грамотно выстроить тренировочный процесс, какие педагогические приемы он использует в общении с подопечными, получается ли у него заинтересовать детей — это те критерии, по которым можно оценить работу любого тренера.

Если ребенок после первой тренировки сказал родителям, что ему не понравилось, не стоит сразу идти на поводу и забирать его из секции. Пусть он позанимается от нескольких месяцев до полугода — это минимальный адаптационный период, после которого можно делать осознанный выбор

Перед тем как вести ребенка на первую в его жизни тренировку, хорошо бы провести подготовку, чтобы заинтересовать и погрузить его в тему. Вы можете показать видео и фото, которые смогли бы раскрыть красоту выбранного спорта, сформировать целостное представление и положить в голову зерно размышлений, которое со временем и при подкреплении может вырасти в большое желание быть таким же успешным спортсменом, как «тот высокий, на доске». Сейчас в интернете можно найти много фильмов о выдающихся спортсменах в различных видах спорта. Это полезно, даже если вы не видите ребенка профессиональным спортсменом, а отдаете его в секцию из соображений общего развития. Любое обучение, в том числе и в спорте, начинается с азов, базовых элементов. Для ребенка это скучно и не интересно. Тем более если у него нет целостного представления о выбранном виде спорта, и он изначально не понимает, чего может достичь в итоге, выполняя простые действия.

Важно также, чтобы родители разговаривали с ребенком после тренировок, спрашивали, что получается, а что нет, чтобы он знал — родителям интересно. Тогда и он сам будет заинтересован заниматься и показывать результат, превозмогать трудности.