x

Завтра? С понедельника? К лету?

Или просто наконец с чего-то начать?

Спорт – это не один час три раза в неделю.

Это не то, что хочется отложить на потом.

Спорт – это твой образ жизни. 24 по 7.

Начинай прямо сейчас – читай и находи то, что ищешь.

3107

Любителям экстрима вход разрешен

#даунхилл

Даунхилл, или спуск с горы на велосипеде — активный и захватывающий вид спорта. Об экстриме без прикрас, международных соревнованиях и будущих проектах открыто и честно нам рассказал Антон Румянцев, один из самых крутых и известных МТВ-райдеров в России.

Фото АвтораАнтон Румянцев — чемпион России по даунхиллу в категории любителей, участник 24-часовой гонки в Австрии Downhill race the night (второе место), участник первого этапа Кубка России по даунхиллу (третье место). В 2016 году Антон занял первые места на соревнованиях FreeRate DH и Canyon Cup.

О любви к спорту

— Антон, расскажи, как ты попал в любительский спорт и с чего началось твое увлечение даунхиллом?

Увлечение велосипедом мне передалось от папы, который профессионально занимался шоссейными гонками. Сначала я просто катался, потом начал прыгать, насколько это было возможно на велосипедах нашего детства: они разваливались, мы их ремонтировали, они опять разваливались, рамы ломались, колеса гнулись. Мне было 16 лет, когда начался бум горных велосипедов. Их начали активно привозить в Россию. Родители на день рождения мне такой и подарили. В Сокольниках была своя тусовка и пара знакомых, которые уже катались, была трасса. Там я провел около года, пока у меня не украли велосипед. Потом накопил денег и купил более экстремальный вариант, когда понял, что конкретно мне нужно. Начал общаться с разными людьми, ездить на соревнования, тогда их было на порядок больше, чем сейчас. Так и влился.

— В итоге увлечение стало профессией?

Не совсем так. Пять лет назад я уволился из банка, но занимался своими проектами. До этого был насыщенный год, когда я уезжал в пятницу на соревнования, а в понедельник сразу возвращался на работу, не заходя домой. Всю неделю работал, вспоминал, что в пятницу нужно снова куда-то ехать и собирал новый рюкзак. Пару раз вообще его не разбирал. После банка долгое время работал с командой 3sport, организовывал соревнования по бегу, триатлону, лыжным гонкам. Это позволяло мне кататься в свободном графике. Сейчас я сменил вид деятельности: занимаюсь интернет-маркетингом. Участвую в проектах, которые финансово позволяют заниматься даунхиллом. С головой уходил в спорт, когда делал лагерь в Крыму (проект Crimea Bike Camp — велосипедный лагерь для новичков, где инструкторами и гидами выступают топовые российские и иностранные МТБ-гонщики — прим. автора). Я уже 15 лет экстремально катаюсь на горном велосипеде, из них 10 занимаюсь именно даунхиллом. Но все равно считаю это лишь серьезным увлечением.

О соревнованиях в России и за рубежом

— Помнишь свое первое соревнование?

Я периодически приезжал на них, но боялся принимать участие: не было друзей, которые участвовали, все просто приезжали потусоваться. Потом мы поехали в Дубну, там местные ребята организовывали горку. Я поехал за компанию, была душевная тусовка — Сокольники и ВДНХ. И вот одна знакомая сказала: «Будешь участвовать! Мы что, зря 3 часа ехали на электричке?» Вот и пришлось. (Улыбается.) Тогда я ничего не занял, но было очень классно. Всем распечатали самые обычные грамоты, и моя до сих пор стоит в рамочке. Было очень приятно.

— Как новичку понять, что он готов к соревнованиям?

Если чувствуешь, что можешь, надо участвовать. Но любое соревнование требует умения делать базовые элементы: проходить повороты, прыгать, съезжать по крутым участкам трассы, тормозить. Я бы рекомендовал не ехать в горы, а попробовать себя на каких-то местных соревнованиях. Иногда такие проходят в Москве или Московской области, это так называемый мини-даунхилл: здесь другая трасса и скорость, элементарно нет гор, техническая часть проще. Но ощущения, когда ты стоишь на старте и начался отсчет времени, эмоции похожи. В горах все по-другому: очень часто те, кто круто катается в Москве, не могут ехать так же быстро на соревнованиях в настоящих горах. Всегда нужно взвешивать риски: сможешь ты это сделать или нет. Аккуратным надо быть. Соревнования дают возможность быстрее развиваться. По себе скажу: просто катаясь с друзьями, я бы не прогрессировал так, как принимая участие в чемпионатах.

— Стать чемпионом России по даунхиллу очень круто! Что чемпионат представляет из себя?

Чемпионат по России открытый, проходит ежегодно. Принять участие в нем может любой райдер. Все, что нужно, это желание. На деле же далеко не все решаются поехать туда — название звучит страшно, да и трасса непростая. В среднем в похожих гонках участвует от 50 до 200 человек. Есть разные категории. Например, мужчины исходя из возраста делятся на юниоров (до 18 лет), элиту (от 18 до 29 лет) и мастеров (от 29). Есть немногочисленная женская категория, иногда «добавляют» любителей. Именно в ней я выиграл чемпионат в 2015 году. Он проходил в Крыму, что было знаково для меня: там я когда-то в первый раз попробовал даунхилл. Официально статуса КМС у меня нет: чтобы получить его, нужно быть прикрепленным к школе, иметь тренера. Я не вижу смысла в этом, так как занимаюсь для себя.

— Тем не менее ты продолжаешь брать призовые места уже и на международном уровне. Как родилась идея участия в 24-часовой гонке в Австрии?

В Европе соревнования более масштабны. Около 400 участников, большое количество профессиональных спортсменов и любителей, хорошие шансы что-то занять. Как-то я услышал именно про эту гонку от знакомого и загорелся. Изначально в Австрию мы собирались большой компанией, в итоге поехали вдвоем с другом. Ехали сутки на машине, чтобы поучаствовать в суточной гонке на велосипеде. (Смеется.) Категории были по количеству участников — одиночная, по двое, четверо и шестеро. Организаторы в 12 часов текущего дня дают старт и включают подъемник. На следующий день в это же время финиш. Кто больше спусков сделает по трассе, тот и победил. Первый раз мы рассчитывали, что будем меняться так: днем ездим по два часа, ночью — по четыре. Один едет, другой отдыхает, все логично. По факту мы менялись каждый час. К тому же у нас не было саппорта (людей, которые помогают на гонке, дают воду или еду для передышки на подъемнике — прим. автора), мы элементарно не знали, что будет нужен кто-то еще. Стояла дикая жара, нам хотелось пить, но на это просто не было времени. Когда я должен был отдыхать, я помогал другу, и наоборот. У меня несколько раз ломался велосипед. Было очень тяжело! Мы чудом заняли второе место. А пока ждали награждения, просто уснули.

В 2016-м поехали еще раз и тоже заняли второе место. Взяли с собой жен, они были нашей командой поддержки, было проще. В Австрии нас оба раза наградили дополнительно как участников, которые приехали издалека. Это были очень яркие эмоции!

— В чем отличие российских соревнований от соревнований в другой стране?

В уровне и количестве участников, организации, трассах. У нас, по сравнению с европейскими гонками, очень простые соревнования, часто даже с не очень подготовленной трассой. В Европе очень серьезно к этому относятся, там много байк-парков, где трассы строят централизованно, с использованием спецтехники. У нас такие парки только начинают появляться, их можно пересчитать по пальцам. В Европе людей катается больше, конкуренция нереальная. Отобраться на Кубок мира и получить очки UCI очень сложно. В Европе нужно долго и упорно работать, жить этим. Иногда кажется, что это не люди, а биороботы, на которых гравитация не действует. Но и в нашей стране есть несколько сильных спортсменов.

— В чем твой секрет подготовки?

Если я катаюсь в удовольствие и нет мандража, будет хороший результат. У нас очень узкий круг людей, которые давно катаются. С кем-то из них мы негласно соревнуемся. Но я стараюсь больше ориентироваться на себя. В даунхилле так: ты, велосипед, трасса и время. Некогда думать, кого обогнать, на трассе улучшаешь только собственный результат. Вопрос подготовки достаточно сложный, в Москве нет гор. Даунхилл — это на 70% технический вид спорта: необходимо чувствовать велосипед. А для этого надо раскатываться в горах. Физическая подготовка стоит на втором плане. Конечно, нужно быть выносливым, сильным, но больше нужны технические навыки: прыжки, повороты, контроль. Поэтому один из секретов — чаще выезжать в горы. И второй: в Европе изучить трассу заранее не выйдет (день раскатки, квалификация и финал), а в России можно приехать за неделю-две и «выучить» её.

Про травмы и защиту

— Даунхилл, МТБ — это экстремальные и крайне опасные виды спорта. Были ли на твоем счету травмы?

Я в своей жизни ничего не ломал, только серьезно падал несколько раз. В основном по глупости — переборщил, не рассчитал возможности. Самые распространенные травмы у ребят — это переломы, в частности перелом ключицы. Одно падение, и ты выбываешь на сезон, это может быть очень серьезно. Я стараюсь не думать о плохом. Если не уверен в себе, то рисковать не буду.

— Реально преодолеть страх после травмы и вернуться к катанию?

Страх присутствует всегда. Его уровень с возрастом только растет. Нужно прогрессировать, все время повторять: чуть-чуть затормозив, ты не можешь вернуться к тому, что делал. Нет понятия «я тут всегда прыгал», уровень риска не меняется. Чем больше катаешься, тем лучше. Ничего не поделаешь, надо с этим работать, постоянно практиковаться.

— Какие самые распространенные ошибки новичков при катании?

Самая главная — переоценивать свои силы и прыгать выше головы! Необходимо соизмерять, на что ты способен сейчас и какое перед тобой препятствие. Лучше перестраховаться. Даже если ты каждый день ездишь по одной и той же трассе, это ничего не гарантирует. Не надо торопиться, нужно все контролировать. Что-то могло измениться, появилась яма, например, или упавшее дерево. Бывало, что люди, не катаясь неделю, приходят на трек, хватают велосипед, делают трюки, а потом уезжают на скорой с переломами. Поторопился, не разогрелся… Зачем? Никакой спешки. Чувство, что ты контролируешь велосипед, обманчиво. Неделю не катаешься — и все, контроль уходит. Из-за этого многие падают. Не надо торопиться, и все будет хорошо.

— Насколько важна правильная экипировка и по каким критериям ее выбрать?

Для настоящего даунхилла надо использовать качественную защиту. Обязательно должен быть шлем (фуллфейс — защищает челюсть). Без него я вообще кататься не рекомендую ни детям, ни взрослым. Дальше по вашему настроению, но лучше полный комплект: панцирь с налокотниками, наколенники, защита голени, велосипедные ботинки (у них специальная подошва). Бывает модель для даунхилла с жестким носом. Это важно, потому что в горах носком можно задеть камень и отбить пальцы. Перчатки, маска (защищает от веток). Это минимум. Есть еще брейс — надевается на шею, иногда интегрирован в панцирь. Он не позволяет голове при падении запрокинуться.

В экипировке, в первую очередь, должно быть удобно. Цена шлема не сильно влияет на его ударопрочность, зато влияет на вес. Любой шлем при ударе должен развалиться, таким образом он защищает голову, компенсирует удар. Еще желательно использовать профессиональную велосипедную одежду, не кататься в «бабушкиных» штанах. В горах хорошая одежда не рвется, быстро сохнет и в ней удобно.

— На каком велосипеде сам катаешься?

У меня их четыре: для даунхилла Lapierre DH 722, эндуро Kellys Swag, хартейл для памп-трека Dartmoor Hornet 4X и для кросс-кантри Norco Nitro 9. Но для новичка достаточно и какого-то одного. Все зависит от задач и от того, где человек катается. Я на велосипеде для даунхилла, например, в Москве вообще не катаюсь, он у меня просто висит на балконе.

Участие в проектах

— На YouTube твой фильм о местах катания в России набрал рекордное количество просмотров. Ничто творческое экстриму не чуждо, верно?

Давно хотелось снять что-то интересное, не в формате видеоблога, а в формате кино. Так сложилось, что один мой знакомый, который этим занимается, готов был с нами поехать и снять фильм. Мы провели великолепные три недели, снимали в разных местах. Получилось достойно. Хотелось бы эту историю продолжить, но пока накладно за свой счет. Мест в России куча, интересно снимать про те, где никто не катался. Есть Алтай, Камчатка, Грузия. Особенно приятно делать такие фильмы с людьми, которые на одной волне с тобой. В подобном формате мы уже снимали, получилось круто.

— Где любимые места для катания Антона Румянцева?

Мне нравится в Архызе, в Крыму, на Ай-Петри рядом с Ялтой. Точные координаты можно посмотреть здесь. Где угодно круче кататься, чем в Москве. (Смеется.) Мы 5 лет подряд ездим в Грузию кататься на сноуборде, хочу попробовать сделать это и на велосипеде, но пока не складывается. Хотелось бы съездить в Англию или Ирландию. Это настоящая Мекка. Там велоспорт на самом высоком уровне, все топовые гонщики — англичане.

Про тренерство

— С чего началась твоя тренерская деятельность?

Знакомый попросил научить его кататься на памп-треке. Встретились, я посмотрел, как он катается, дал несколько советов, и к концу занятия у него стало получаться. Потом мы продолжили занятия на регулярной основе. Потом сработало сарафанное радио: появились новые ученики, кто-то на треке подходил за советом, кто-то узнал от знакомых, а кто-то прочитал мой блог, там я пишу советы по технике катания и вообще про велосипед.

— А что больше всего привлекает в роли тренера?

Я учу ради удовольствия, не ищу финансовой выгоды. Занимаюсь тренерством, когда есть настроение или интересный человек, который хочет чему-то научиться. Мы вместе ездим куда-то кататься, я подсказываю, делюсь своим опытом, которого накопилось предостаточно. И мне очень нравится «обратная связь». Как-то в крымском лагере ко мне подошел человек и сказал: «Антон, если бы не ты, я бы ничего этого не сделал. Ты так меня поддерживал! Спасибо». Я действительно могу помочь справиться со страхами. Интересно искать персональный подход к каждому, объяснять, сделать какую-то вещь. Нравится, когда люди полезное для себя выносят, справляются с чем-то новым. Стараюсь не общаться официально, всегда интереснее переводить все на дружескую волну. Приятно, когда человек, которого я тренировал, участвует в соревнованиях. Круто, когда ему это нравится и у него получается. Меня за это гордость берет.

— А кто тренирует тебя самого?

Официальных тренеров по даунхиллу в России не существует. Все люди, которые способны на продуктивную тренерскую деятельность сейчас, это мои ровесники, соперники и друзья. (Улыбается.)

— Тогда расскажи, как сам тренируешься?

Тренируюсь в зале, на батуте, делаю ОФП, подтягиваюсь каждый день на турнике. Одно время упорно «убивался» на скалодроме. Как такового плана тренировок нет. Чтобы привести себя в тонус, недостаточно быть физически подготовленным. Важны технические навыки, поэтому чем чаще катаюсь, тем лучше.

— Как тренер, скажи, что необходимо новичку, чтобы стать даунхильщиком?

Желание и регулярность тренировок. Многие считают себя экстремальными велосипедистами, но при этом ездят раз в год в отпуске, из которого один день катаются, на второй падают, а все остальные хромают. Почему нельзя каждый день после работы просто кататься, даже не делая никаких особенных трюков? Чем больше будет практики, тем больше вы будете хотеть это делать. Только регулярность решает. Много видел людей, которые могут быстро ездить, но из-за отсутствия регулярности результата нет. А те, кто не умеет кататься, планомерно тренируются и потом что-то показывают. Еще важен фанатизм. Для меня это образ жизни. Я не смогу сказать завтра, что мне надоело и теперь я занимаюсь чем-то другим. Нет! Вокруг этого построена моя жизнь. Я ставлю это увлечение на первое место. Мне вообще кажется, увлечение — это такая штука, которая нам в старости поможет. Если его не будет, мы все затухнем. Недавно кто-то спросил: «До какого возраста можно кататься?» Меня очень удивил этот вопрос. Ответ — пока не надоест. В любом виде спорта главное — желание делать, а не говорить об этом.

О планах и мотивации

— Какие проекты хочешь реализовать в будущем?

Есть ряд мероприятий, которые хотелось бы посетить. Mountain of Hell например. Это трехдневная гонка, где с пика стартуют сразу 300 человек. Очень зрелищное мероприятие мирового масштаба. Конечно, чемпионат России по даунхиллу.

Еще есть идея сделать формат бесплатных велотренировок, но до конца непонятна ситуация с финансированием и схемой работы, потому что я тоже не всегда в Москве. Также планирую долгосрочный проект по развитию велотрейлов на территории Грузии, включая байк-кэмпы. Если найду партнеров на следующий год, мне бы очень хотелось снять несколько серий в той же Грузии, на Алтае и Камчатке формата многодневного трейла на электровелосипедах.

— Что тебя мотивирует продолжать заниматься таким экстремальным видом спорта?

Вдохновляет то, что потолка нет. Чем больше катаешься, тем интереснее, тем больше открываешь для себя возможностей, мест и трюков. И, конечно, путешествия! Разные города и страны — это неотъемлемая часть любых соревнований.