x

Завтра? С понедельника? К лету?

Или просто наконец с чего-то начать?

Спорт – это не один час три раза в неделю.

Это не то, что хочется отложить на потом.

Спорт – это твой образ жизни. 24 по 7.

Начинай прямо сейчас – читай и находи то, что ищешь.

13336

Складная история

#велоспорт#федор тихонов

С момента изобретения велосипеда прошло почти 200 лет, а требования к железному коню практически не изменились. Он все еще должен заменять собой общественный транспорт, держать хозяина в хорошей физической форме, радовать глаз и душу. Но на первое место в условиях большого города выходит забота об экологии и компактность. Однако складные велосипеды — изобретение XIX века. И если бы не армия...

Федор Тихонов

gruppetto.ru

Справка об авторе:

Фёдор Тихонов — в прошлом мастер спорта по лыжным гонкам, ныне — велогонщик-любитель, катающийся на двух видах велосипедов — шоссейном и трековом (фикс). Цель поездки и расстояния для Федора не имеют значения: ежедневная это поездка на работу, тренировка или гонки — главное, чтобы средняя скорость была не ниже 33,3 км/ч. Пишет про велосипеды и путешествия, любит лес и варить кофе.


1-4

Изобретателем складного велосипеда считается американец Еммит Латта, который запатентовал свой продукт 16 сентября 1887 года и сразу же продал его компании Manufacturing Company. На этом американская история складных велосипедов берет паузу, а на первый план выходят французы.

В 1892 году свой прототип складного велосипеда изобрел француз Шарль Морель. И на него тут же вышел лейтенант и велосипедный энтузиаст Анри Жерар с армейским грантом, горевший желанием внедрить складные байки в обиход армии. Заручившись поддержкой механика Дюлака, Жерар и Морель сумели довести прототип до рабочего состояния. В начале 1895 года началось массовое производство этих велосипедов для нужд армии, а через полгода открылся первый гражданский магазин в Париже. Даже по нынешним меркам процесс был стремительным. И это хороший пример того, как быстро приживаются инновации, когда их необходимость продиктована жизнью, а не жаждой наживы. Велосипеды пришли вовремя: машины еще не появились, а лошади всех уже откровенно утомили.

Почти тут же заказ на эти велосипеды сделали армии Румынии и России, а лейтенант Жерар получил звание капитана за внедрение складного велосипеда в армейское снаряжение. Однако вскоре Жерар и Морель поссорились и довели дело до суда, так и не поделив права на патент. Зато они успешно продали его Peugeot, и с 1899 года велосипеды появились в каталоге автомобильной компании.

Но Франция была не единственной страной, придумавшей использовать складные велосипеды для военных целей. Америка наступала на пятки, представив свой вариант на национальной веловыставке 1897 года в Коннектикуте. Позже в журнале Scientific American появилось две фотографии моделей складных велосипедов от компании Dwyer: женский и армейский.

2-4

Велосипед Жерара и Мореля, а позже Peugeot

3-4

Велосипед Уильяма Кроу

Англия тоже не отставала от Америки и Франции. Британский изобретатель Уильям Кроу из компании Faun Folding Cycle сделал, возможно, самый красивый и технологичный складной велосипед того времени. Из нововведений в нем были складывающийся руль и интегрированный тормоз.

А в конце XIX — начале XX века велосипедная армейская лихорадка стала массовой. Так родились велосипеды Styria (Австрия), Dursley-Pedersen (Англия), Faun (Англия), Seidel & Naumann (Германия), Fongers, Burgers (Голландия), Peugeot (Франция), Bianchi (Италия), Leitner (Россия), Katakura (Япония).

4-3

Складные велосипеды Bianchi

5-5

Велосипед British Small Arms

Марка Leitner существует и ныне и производит складные электровелосипеды. Только базируется в Австралии и, что интересно, не имеет никакого отношения к изобретателю первого русского военного складного велосипеда Александру Лейтнеру.

Велосипед British Small Arms широко использовался десантом во время Первой и Второй мировых войн. Американский Compax в «арсенале» военных парашютистов не складывался, а разбирался на две части для ускорения маневра.

6-2

Самый известный боевой складной велосипед нового времени — Montague Paratrooper для кампаний в Ираке и Афганистане

Появление механизма складывания велосипеда напрямую зависело от нужд армии и их разработок. Но в первой половине XX века начала набирать обороты популярность автомобилей, и эволюция велосипедов, в том числе складных, немного утихла. Однако после Второй мировой рост городов и уплотнение населения привели к возобновлению интереса. В 1964 году на сцену выходит итальянская марка Graziella и представляет велосипед с маленькими колесами и U-образной формой руля, которая используется разными производителями и по сей день. И в Европе, уставшей от засилья машин на улицах, начинается «золотой век» велосипедов: с начала 70-х каждая марка делает свой складной велосипед с маленькими колесами. Он максимально приспособлен для использования в городах.

78-3

В 80-е появляются две марки, которые и по сей считаются эталонами складных байков, — Brompton и Dahon, изобретенные Эндрю Ритчи и Дэвидом Хоном в 1981 и 1982 годах.

9-310-4

Что касается российской истории складных велосипедов, то и у нас были достойные экземпляры. Кама и Аист, хорошо знакомые советским детям, умещались в багажнике «Жигулей».

В XXI веке мы наблюдаем новый виток интереса к складным байкам среди городского населения. А причины все те же: рост городов, суетная жизнь, где скорость передвижения становится чуть ли не главным показателем эффективности, тесные места хранения и удобство транспортировки. Каким бы ни был маленьким и экологичным автомобиль, за дверь его не поставишь. Вот и получается, что велосипед местами выигрывает поединок у автомобилей. Во всяком случае Европа положена на лопатки.

11-1